Экспертиза технического состояния дороги и дорожных знаков и разметки

Одим из видов автотехнических экспертиз является исследование технического состояния дороги, эта экспертиза связана с большим количеством дорожных происшествий, связанных с серьезными просчетами в организации движения. К таким просчетам относятся поврежденные участки дорожного покрытия; ошибки в нанесении разметки или ее полное отсутствие там, где она необходима; сбои в работе светофоров и др.

Эксперты оценивают качество участка дороги, где произошло дорожное происшествие, на соответствие нормам строительства и эксплуатации. Таким образом, оценивается правильность организации дорожного движения на аварийном участке и происходит поиск связи между отклонениями от норм, дорожными условиями и фактом происшествия.
Следующие ошибки указывают на неправильную организацию движения:

Неверное расположение дорожных знаков. Знаки должны быть установлены как на главной, так и на второстепенной дорогах. В противном случае водитель с второстепенной дороги будет руководствоваться другим правилом проезда перекрестка и может создать аварийную ситуацию. Также важно располагать знаки в легкодоступных для обзора местах. Деревья, архитектурные сооружения, мосты, рекламные щиты и прочие конструкции могут ограничивать видимость знаков. Чтобы знак был виден в ночное время суток, он должен быть оснащен светоотражающими элементами и находиться на освещенном участке.

  1. Сбои в работе светофоров. Часто можно столкнуться не только с неработающими светофорами, но и с рассогласованностью их сигналов. Службы, ответственные за это, должны своевременно их обслуживать и ремонтировать.
  2. Неправильная разметка. Помимо знаков и светофоров водители в процессе движения руководствуются нанесенной на покрытие разметкой. Если разметки нет, то водитель действует согласно предписанию знаков, однако, часто бывает, что разметка на конкретном участке трассы заменяет собой иные обозначения. В случае отсутствия разметки или ее несоответствующего качества водитель может нарушить установленные для этого участка правила, не подозревая об этом, и тем самым создать опасность. Дорожные службы, в свою очередь, при нанесении разметки должны следовать нормам, установленным для длины, ширины, толщины линий, а также для состава краски.
  3. Состояние покрытия. На дорожном полотне должны отсутствовать ямы, глубокие колеи, трещины и иные изменения. В противном случае это все может повлиять на качество управления транспортным средством.
  4. Ограждения. Многие дороги должны включать в себя организованные по всем правилам обочины. А некоторые участки дороги должны иметь защитные ограждения или отбойники со светоотражающими элементами.
Эксперт в своей работе располагает большим набором методик. Наиболее популярными и часто используемыми из которых являются:
  1. Анализ имеющихся документов. Эксперт изучает справки от ГИБДД, показания разных сторон, знакомится с объяснениями участников ДТП, с данными о погодных условиях и нормативными данными для конкретных покрытий, знаков, разметки и т.д.
  2. Изучение показаний очевидцев. Этот метод очень важен, поскольку состояние дороги могло со временем измениться, и порой только участники и свидетели происшествия смогут восстановить утраченные детали. Работе с показаниями свидетелей уделяется большое внимание, поскольку всегда нужно проверять их достоверность.
  3. Анализ фото- и видеоматериалов. Эксперт изучает предоставленные фото- и видеоданные, полученные от различных источников. Главное требование к материалам – наличие в них информации о месте происшествия.
  4. Осмотр места происшествия. Эксперт самостоятельно изучает и проверяет состояние участка дороги.
  5. Дополнительные мероприятия. Эксперт может повторно провести вышеизложенные процедуры. Помимо этого он имеет право запросить дополнительные материалы, способные помочь в проведении экспертизы.